Получение комплексного экологического разрешения (КЭР)
С 1 января 2019 года вступают в силу положения Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», касающиеся применения к предприятиям мер государственного регулирования в области охраны окружающей среды в зависимости от категории объекта негативного воздействия на окружающую среду (НВОС), присвоенной такому объекту при постановке на государственный учет.
Согласно этим положениям природопользователи, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение.
Что такое КЭР?
Комплексное экологическое разрешение (КЭР) – документ, который выдается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем НВОС, и содержит обязательные для выполнения требования в области охраны окружающей среды.
Иными словами, КЭР - это новый в экологии документ, который заменит собой ранее разделенную многочисленную природоохранную документацию (знакомые природопользователям проекты ПДВ, НДС, ПНООЛР, программа ПЭК и т.д.).
Кому необходимо получать КЭР?
Природопользователи, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение.
Объекты I категории – это объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий (НДТ). К данной категории относятся промышленные объекты таких отраслей, как металлургия, химическая, горнодобывающая промышленность, производство минеральной продукции, захоронение отходов производства и потребления и др. Полный перечень критериев отнесения объектов к I категории определен Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий».
Природопользователи, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, при наличии соответствующих отраслевых информационно-технических справочников по НДТ также вправе получить комплексное экологическое разрешение.
Как получить КЭР?
КЭР выдается на отдельный объект, оказывающий НВОС, на основании заявки, подаваемой в Росприроднадзор.
Подать заявку на получение КЭР необходимо не позднее чем за 2 месяца до ввода в эксплуатацию построенного, реконструированного объекта, оказывающего НВОС, или за 4 месяца до истечения срока действия комплексного экологического разрешения.
Согласованное КЭР содержит:
· технологические нормативы;
· нормативы допустимых выбросов, сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах загрязняющих веществ, сбросах загрязняющих веществ;
· нормативы допустимых физических воздействий;
· нормативы образования отходов и лимиты на их размещение;
· требования к обращению с отходами производства и потребления;
· согласованную программу производственного экологического контроля;
· срок действия комплексного экологического разрешения.
КЭР выдается сроком на 7 лет, также предусмотрена процедура продления КЭР на тот же срок.
Необходимость ГЭЭ
В соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ материалы обоснования КЭР являются объектом государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) федерального уровня.
В случае, если у Вашей организации имеется положительное заключение ГЭЭ, проведенной в отношении объектов капитального строительства, определяемых как объекты I категории, информация об этом заключении указывается в заявке на получение КЭР, и последующее прохождение ГЭЭ на материалы обоснования КЭР не требуется.
Сроки получения КЭР
Природопользователи, осуществляющие деятельность на объектах I категории, которые включены в утвержденный Минприроды России перечень 300 объектов, обязаны обратиться в Росприроднадзор с заявкой на получение КЭР в период с 01.01.2019 г. по 31.12.2022 г. включительно. Перечень таких объектов утвержден Приказом Минприроды России от 18.04.2018 г. № 154 «Об утверждении перечня объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относящихся к I категории, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в российской федерации составляет не менее чем 60 процентов».
Если Ваш объект не попал в указанный перечень, но относится к области применения НДТ, срок обязательного получения КЭР продлевается до 01.01.2025 г.
При этом разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение для Вашего объекта, полученные до 1 января 2019 года, действуют до дня получения комплексного экологического разрешения.
Технологические нормативы, наилучшие доступные технологии
Сложно не обратить внимание на ряд новых понятий, таких как наилучшие доступные технологии и технологические нормативы, с которыми стоит разобраться.
Согласно положениям Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ, технологические нормативы – это нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, нормативы допустимых физических воздействий, которые устанавливаются с применением технологических показателей.
Технологические показатели – это показатели концентрации загрязняющих веществ, объема и (или) массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образования отходов производства и потребления, потребления воды и использования энергетических ресурсов в расчете на единицу времени или единицу производимой продукции (товара), выполняемой работы, оказываемой услуги.
Технологические нормативы разрабатываются природопользователями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, и устанавливаются на основе технологических показателей, не превышающих технологических показателей наилучших доступных технологий.
Для двигателей передвижных источников загрязнения окружающей среды устанавливаются технические нормативы в соответствии с уровнями допустимого воздействия на окружающую среду. Данные нормативы устанавливаются техническими регламентами, принимаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Наилучшая доступная технология (НДТ) представляет собой технологию производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения.
Применение НДТ направлено на комплексное предотвращение и (или) минимизацию негативного воздействия на окружающую среду в целом.
На данный момент порядок разработки технологических нормативов отсутствует. С информацией о доступных НДТ для соответствующих областей деятельности можно ознакомиться на информационных ресурсах Росстандарта: http://burondt.ru.
Еще одним нововведением для объектов I категории является необходимость оснащения стационарных источников выбросов автоматическими средствами измерения и учета объема выбросов загрязняющих веществ, а также средствами фиксации и передачи информации об объеме и концентрациях выбросов в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга.
Согласно статье 1 Федерального закона от 29.07.2018 г. № 252-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и статьи 1 и 5 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части создания систем автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ» срок создания системы автоматического контроля не может превышать 4 лет со дня получения или пересмотра комплексного экологического разрешения. В отдельных случаях сроки оснащения стационарных источников средствами измерения и учета могут быть определены с учетом сроков реализации запланированных природоохранных мероприятий.
Обращаем Ваше внимание, что помимо комплексного экологического разрешения природопользователям, осуществляющих деятельность на объектах I категории, не стоит забывать о следующей природоохранной документации:
· программа производственного экологического контроля, отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля;
· паспорта отходов;
· ежегодная статотчетность по форме № 2-ТП (отходы);
· декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду.